Яремная впадина

Яремная ямка: где расположена и ее функции

Нижняя часть шеи человека включает небольшое углубление с названием яремная ямка. Она имеет V-образную форму и с боков ограничивается парными грудино-ключично-сосцевидными мышцами. Для обнаружения яремной ямки необходимо сильно наклонить голову: подбородок при этом упрется во впадину.

Нетрадиционное описание

Помимо стандартного медицинского описания яремной ямки можно рассматривать и нетрадиционные характеристики этой зоны человеческого тела. Например, в древней мире V-образная впадина считалась особым местом, где может скапливаться энергия. За счет повышенной чувствительности ямки она , по мнению магов, отвечала именно за принятие решений. Сам по себе челочек не мог что-либо сделать: управление им осуществлялось энергетическими центрами.

Проходящая сквозь яремную ямку текучая прозрачная энергия «фильтровалась», позволяя человеку выдать то или иное решение. Считалось, что трогать эту зону нельзя. Поэтому прикасаться к впадине следовало специальным магическим предметом. В его качестве обычно выступала ритуальная палочка из кости животного или человека, дерева.

Проводимые с яремной впадиной ритуалы были нацелены на сбор рассеявшейся энергии, ее концентрацию. Основным назначением ритуалов являлось своеобразное укрепление зоны путем исключения нерешительности, сомнений.

Топография вен зоны

В области нахождения яремной ямки располагается несколько вен, отвечающих за отток крови от головы и шеи к сердцу.

К парным яремным венам относятся:

  • Внутренняя.

Начинается от отверстия в основании черепа (яремное) и проходит под грудино-ключично-сосцевидной мышцей. Располагается в общем соединительнотканном влагалище. Далее впадает в подключичную вену. Является наибольшей среди яремных вен.

  • Наружная.

Проходит вдоль передней части шеи (сбоку), может прощупываться при кашле, пении. Отличается от внутренней чуть меньшим размером. В нее впадают несколько других вен: задняя ушная, надлопаточная и затылочная. Внизу наружная вена имеет собственную фасцию, через которую она проходит.

  • Передняя.

Начинается от подбородка, проходит рядом со срединной линией шеи. Внизу шеи парные передние вены соединяются. Это образование называется яремной дугой. Сами по себе эти вены являются самыми маленькими среди всех яремных.

За счет близкого расположения к кожным покровам шеи только наружная вена может при необходимости использоваться для введения лекарственных средств.

Возможные заболевания

Существуют ситуации, при которых человек может ощущать боль в области яремной впадины. Довольно часто они проявляются ноющими или тянущими болезненными ощущениями. Интенсивность их может со временем усиливаться.

К основным проблемам, связанным с болью в области яремной ямки, относятся:

  • нарушения в работе щитовидной железы;
  • результат заболевания ВСД или нервного перенапряжения;
  • последствия длительной простуды или вирусного поражения трахеи;
  • окклюзия одной из яремных вен.

Все из описанных проблем могут сопровождаться усилением боли при глотании, повороте головы, кашле. И все они требуют правильного своевременного лечения. В редких случаях подобные боли могут появляться вследствие ранее полученных травм. Например, при повреждении ключиц или рядом расположенных органов, других структур. Для точного определения первопричины болей необходимо обратиться к терапевту, который выдаст направление к другому профильному специалисту.

Особенности исследования

Для точного определения причин возникших в области яремной ямки болей необходимо провести ряд исследований у разных специалистов.

Поэтому при появлении болезненных ощущений пациенту может потребоваться помощь:

  • ЛОРа;

Для проверки состояния дыхательных путей и трахеи в частности. «Запущенная» простуда может в дальнейшем перерасти в хроническое заболевание, которое будет беспокоить пациента даже при незначительном понижении температуры на улице, употреблении холодных напитков и пищи.

  • гематолога;

Назначит сдачу анализов крови, проведение УЗИ или МРТ, которые помогут изучить состояние вен, определить наличие их повреждений. При обнаружении окклюзии может потребоваться хирургическое вмешательство.

  • эндокринолога;

Проведет исследования щитовидной железы (скрининг), позволяющее определить ее состояние, наличие узлов. Своевременное обнаружение таких заболеваний позволяет избежать проблем со здоровьем: необратимых осложнений, приводящих к нарушениям в развитии (у детей, подростков) и постоянным болезням, плохому самочувствию (у взрослых).

  • невропатолога.

При постоянных стрессах, перенапряжения, чрезмерной усталости может потребоваться помощь невропатолога. После общения с пациентом, его обследования и изучения результатов ЭКГ, УЗИ врач сможет подтвердить наличие или отсутствие ВСД, подобрать оптимальное лечение от заболеваний нервной системы.

В кратчайшие сроки обращаться к специалистам нужно при появлении дополнительных симптомов: повышенной усталости, перепадов настроения, приступов паники, ухудшении работы мозга, быстром наборе веса (например, перед появлением болей). Обязательно срочное обращение к врачу потребуется при обнаружении опухолей и уплотнений в области яремной ямки.

Лечение

Выбор оптимального решения для лечения болей в зоне яремной ямки напрямую зависит от установленного диагноза. При нарушениях работы щитовидной железы подбирается комплексная терапия позволяющая восстановить ее нормальное функционирование. В нее входят гормональные препараты в случае недостаточной выработки гормонов самой щитовидной железой. Для получения обратного эффекта (подавление повышенной выработки гормонов) применяются специальные средства -тиреостатики.

В случае возникновения болей из-за перенесенной простуды могут быть назначены препараты, позволяющие повысить иммунитет, избавиться от осложнений, вылечить вирусную инфекцию. Нарушения в работе нервной системы лечатся физиотерапией (массажем, йогой), медикаментозным методом.

Дополнительно осуществляется составление корректного режима дня и рациона питания. Все это позволяет избавиться от заболеваний на ранней стадии и исключить их дальнейшее развитие.

Заболевания, сопровождающиеся обструкцией дыхательных путей

Все патологические процессы, развивающиеся вдыхательных путях, затрудняют вдох и (или) выдох. Физиологическое сужение их просвета вне грудной клетки на вдохе и внутри нее — на выдохе позволяет судить о локализации процесса.

ОБСТРУКЦИЯ ВНЕГРУДНЫХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ. Вызывается чаще всего ларинготрахеитом (круп), эпиглоттитом, инородными телами гортани, гиперплазией аденоидов и небных миндалин. Среди врожденных причин выделяют стридор гортани, микрогнатию (синдром Робена), макроглоссию, кисты и опухоли шейной области.

Клиническая картина. Шумный вдох, втяжение яремной ямки, надключичных ямок, межреберий при вдохе, более отчетливое при плаче. В выраженных случаях затрудняется и выдох, снижается Ро2. Изменения голоса и кашель характерны для острого ларингита, при врожденном стридоре вдох сопровождается звуком высокого тона, часто появляющимся или усиливающимся на фоне ОРВИ. При микрогнатии у детей первых месяцев жизни шум на вдохе уменьшается в положении на животе. Клиническая картина поражений гортани см. Болезни уха, горла, носа и гортани.

Дифференциальный диагноз. При хронических формах обструкции требуется осмотр шей-но-челюстной области, глотки, гортани. Острый ла-ринготрахеит следует дифференцировать от эпиглотти-та, для которого характерны симптомы бактериального воспаления (Н. influenzae): гиперлейкоцитоз, токсикоз, гиперемия и утолщение надгортанника, хорошо видимое на рентгеновском снимке в боковой проекции.

Осложнениями выраженной обструкции являются асфиксия, гипоксемия. Хроническая обструкция может привести к увеличению венозного притока, развитию легочного сердца, уплощению грудной клетки вследствие выраженного падения внутригрудного давления на вдохе.

Лечение. При хронических формах необходимо устранение механических препятствий. При врожденном стридоре и микрогнатии обструкция постепенно уменьшается к возрасту 12—18 мес. При вирусном крупе лечение симптоматическое, при эпиглоттите — ан-тибиотикотерапия (левомицетин внутривенно). Про-грессирование стеноза требует интубации или трахеотомии.

ОБСТРУКЦИЯ КРУПНЫХ ВНУТРИГРУДНЫХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ. Обструкция трахеи и крупных бронхов может быть связана с сужением просвета (аномалия развития, рубец, опухоль, инородное тело), сдавлением извне (опухоль, аномальный сосуд), а также с избыточным спадением вследствие слабости хрящевых колец и (или) мембранозной части (трахеомаляция).

Клиническая картина. Затруднение выдоха в выраженных случаях и вдоха с характерным свистом или грубым, слышным на расстоянии шумом, усиливающимся при волнении и на фоне ОРВИ. 06-структивный процесс в трахее или сдавление ее бифуркации сопровождается битональным кашлем. Обычны повторные пневмонии. В случае сдавления трахеи сосудом ребенок нередко упорно сосет пальцы. Обычна та или иная степень вздутия легких.

Врожденная трахеомаляция наблюдается редко. Приобретенная трахеомаляция часто развивается у детей первых месяцев жизни после длительно текущего обструктивного бронхита как следствие повышения внутригрудного давления на выдохе. Она обычно сопровождается снижением кашлевого рефлекса с характерным шумным, «клокочущим» выдохом при хорошем общем состоянии и отсутствии гипоксии.

Для постановки диагноза обычно требуются бронхоскопия и другие специальные методы исследования, трахеомаляция диагностируется при исключении других причин. Длительное существование обструкции ведет к развитию эмфиземы.

Лечение. Устраняют препятствие дыханию. В случае приобретенной трахеомаляции требуются меры по очищению трахеи (постуральный дренаж, стимуляция кашля при надавливании на трахею в яремной ямке или на корень языка).

БРОНХИТЫ. Термин «бронхит» объединяет все формы поражения бронхов при отсутствии в них очаговых или инфильтративных изменений. При наличии патологии в легких бронхит рассматривают как компонент бронхолегочного заболевания. Воспаление слизистой оболочки бронха сопровождается гиперсекрецией слизи, нарушением функции цилиарного эпителия, различной степени спастическим состоянием гладких мышц бронхов. Это нарушает функцию очищения бронхов и вызывает кашель, обструкцию, доминирующие в клинической картине. Различают острый (простой), обструктивные и рецидивирующий бронхиты.

Бронхит острый. Этиология. Чаще всего вирусная (парагрипп, PC- и аденовирусы, грипп) или микоплазменная. Бактериальный бронхит развивается у детей с резким нарушением очистительной функции бронхов (стенозы, трахеостомия, муковисцидоз и др.), хотя при ОРВИ обычно усиленно размножается условно-патогенная флора. Бронхит развивается при вдыхании раздражающих газов и дыма. Развитию бронхита способствуют аллергическая предрасположенность, наличие бронхиальной гиперреактивности, загрязнение воздушной среды, в том числе курение в помещении, где находится ребенок.

Клиническая картина. Бронхит является самой частой формой поражения нижних дыхательных путей у детей грудного и раннего возраста (до 200 и более на 1000 детей). При простом бронхите клиническая картина зависит от вида вирусной инфекции. Кашель, вначале сухой, иногда навязчивый, с чувством давления в груди через 2—5 дней становится мягче, а откашливание мокроты вызывает облегчение. Перку-торный звук изменяется лишь при вздутии легких, дыхание не меняется или становится жестким, прослушиваются сухие и влажные (крупно- и среднепузыр-чатые) хрипы, меняющиеся при кашле. Изменения чаще двусторонние, при микоплазмозе часто определяются крепитирующие хрипы, более обильные в одном легком или его части.

Рентгенологическая картина характеризуется умеренным вздутием легких, равномерным усилением бронхососудистого рисунка.

Течение бронхита обычно гладкое, кашель держится до 2 нед, но при аденовирусной инфекции у детей раннего возраста, а также при трахеобронхите у более старших кашель может продолжаться в течение 4—6 нед. Появление гнойной мокроты должно стать поводом для углубленного обследования.

Диагноз. Ставится на основании клинической картины при отсутствии признаков пневмонии.

Лечение. Обычно симптоматическое, лишь в 1—2-й день ОРВИ оправдано введение интерферона в нос 4—6 раз в день. При вирусных бронхитах антибиотики не показаны, при подозрении на микоплазмоз вводят эритромицин или олеандомицин. Нисходящий бактериальный трахеобронхит требует введения антибиотиков (см. Острые пневмонии).

Противокашлевые средства (либексин, бронхолитин и др.) показаны только при сухом кашле. Отхождение мокроты облегчают обильное питье, отхаркивающие микстуры, например на основе алтейного корня, грудные сборы, бромгексин. При мучительном кашле облегчение могут принести ингаляции стероидов местного действия (бекотид, бекломет). Паровые ингаляции показаны при ларинготрахеитах, при более глубоких процессах эффективнее аэрозольные ингаляции воды или 2 % растворов хлорида натрия или бикарбоната натрия.

Следует помнить, что эффективность часто применяемых при бронхитах средств (противогистаминные, так называемые стимулирующие, иммуномодулирую-щие, противовоспалительные, смягчающие и др.) не доказана, поэтому от их назначения следует воздерживаться. Горчичники и банки у детей применять не следует, так как они травмируют кожу и могут вызвать аллергическую реакцию; эффективны горячие ванны (39 °С), которые усиливают кровоток по сосудам кожи.

Бронхиты обструктивные. Обе формы — обструктив-ный бронхит и бронхиолит отличаются лишь по клиническим проявлениям. Бронхиолит чаще наблюдается при первом обструктивном эпизоде, обструктивный бронхит — при повторных.

Этиология. Первый эпизод у ребенка грудного возраста обычно вызывается PC-вирусной или па-рагриппозной типа 3 инфекцией, повторные — часто и другими вирусами.

Патогенез. Гиперплазия эпителия бронхиол, гиперсекреция слизи затрудняют выдох, вследствие чего адекватная вентиляция возможна лишь при повышении давления на выдохе; последнее ведет к спадению крупных бронхов и появлению феномена «экспираторного свиста». В генезе повторных эпизодов велика роль аллергической предрасположенности и наличия бронхиальной гиперреактивности (врожденной или приобретенной).

Клиническая картина. Начало такое же, как при ОРВИ, затем (при первом эпизоде на 2—4-й день, при повторных — на 1—2-й) развиваются экспираторная одышка с частотой дыхания 60—80 в минуту, кашель. Преобладание симптоматики поражения крупных бронхов (свистящее дыхание, сухие, часто музыкальные хрипы) характерно для обструктивного бронхита, более «влажная» картина (масса разлитых мелкопузырчатых хрипов) типична для бронхиолита. При значительном учащении дыхания удлинение выдоха и свистящие звуки могут ослабевать вплоть до полного исчезновения. Поэтому в оценке выраженности обструкции следует ориентироваться на выраженность вздутия легких (перкуссия границ), частоту дыхания и степень втяжения «податливых» мест грудной клетки, а также на уровни Ро, и Рсо2- Выраженная обструкция держится 1—4 дня (при бронхиолите дольше), полная нормализация состояния затягивается на 1—2 нед.

Рентгенологически определяются вздутие легких, , смещение рисунка крупных сосудов и бронхов к средостению, создающее картину «сочных корней».

Диагноз. На основании клинических данных нетруден. Следует дифференцировать от бронхиальной астмы, наличие которой вероятно при возникновении типичных приступов, особенно в ответ на неинфекционные аллергены, вне связи с ОРВИ; дифференцировать от шевмонии (внебольничной) несложно ввиду того, что при пневмонии обструкция наблюдается редко.

Прогноз. Несмотря на тяжесть острого периода, благоприятный, последовательного развития пневмонии в отсутствие суперинфекции не наблюдается. У многих детей, особенно с аллергической предрасположенностью и высоким (выше 100 КЕ/л) уровнем иммуноглобулина Е возможны повторные эпизоды обструктивного бронхита при ОРВИ. В таких случаях диагностируется рецидивирующий обструктивный бронхит (до возраста 3 года); развитие бронхиальной астмы наблюдается у 20—30 % больных. Однако и при прекращении обструктивных эпизодов у значительной части детей сохраняются признаки бронхиальной гиперреактивности и нарушения функции внешнего дыхания обструктивного типа.

Лечение. При остром эпизоде требуется облегчение дыхательной функции (покой, отказ от излишних манипуляций, обильное питье), в тяжелых случаях — кислородотерапия.

Антибактериальные средства не показаны, из этио-тропных средств применяют интерферон в ранние сроки инфекции. Активный в отношении PC-вируса ри-бавирин (виразол) применяют при подтвержденном диагнозе у детей групп риска (недоношенные, с легочной дисплазией) в виде аэрозоля под тентом (20 мг/мл) в течение 12—18 ч в сутки; курс 3—7 дней.

Бронхоспазмолитические средства показаны при выраженной обструкции. Наиболее эффективно применение симпатомиметиков внутрь (сальбутамол, или вентолин, по 0,1 мг/кг на прием), внутримышечно (раствор алупента по 0,2—0,3 мл на введение) или в виде аэрозоля под тентом либо дозированного («Беротек», «Сальбутамол», «Астмопент» и др.), одного или в сочетании с ипратропиума бромидом (дозированный аэрозоль «Беродуал»). Дозированные аэрозоли используют непосредственно (1 дозу направляют в рот ребенку в начале вдоха) или через спейсер (его заменяет пластиковый флакон без дна, по 3—5 доз на 1 ингаляцию). Эффект наступает у половины детей с первым и у 80 % — с повторным обструктивным эпизодом. Применение эуфиллина внутрь или внутримышечно (разовая доза 4—7 мг/кг) хотя и менее эффективно, чем применение симпатомиметиков, и чаще сопровождается побочным эффектом, также успешно используется, особенно на этапе долечивания. Внутривенное введение эуфиллина на высоте обструкции оправдано при неэффективности симпатомиметиков. Применение кортико-стероидных препаратов оправдано при отсутствии эффекта от вышеназванных средств; их разовая доза в , пересчете на преднизолон 2 мг/кг при приеме внутрь и 5 мг/кг при парентеральном введении. В случаях тяжелой обструкции или ее прогрессировании оправдано введение в начале лечения этих препаратов (лучше фторированных, например дексаметазона) с быстрой отменой через 1—3 дня после наступления эффекта.

Противогистаминные препараты показаны детям с кожными проявлениями аллергии.

Профилактика. Для предупреждения рецидивов обструкции необходимы запрет курения в помещении, удаление облигатных аллергенов; желательно улучшение жилищных условий. У детей с аллергией оправдан курс лечения (3—6 мес) кетотифеном или за-дитеном.

Бровхиолит облитерируюший. Вызывается аденови-русом (чаще типов 7 и 21), может заканчиваться облитерацией бронхиол и артериол с развитием синдрома Мак-Леода с атрофией легочной паренхимы и резким нарушением газообмена.

Клиническая картина. Протекает как тяжелый фебрильный бронхиолит с выраженной дыхательной недостаточностью. Рентгенологически типичны рассеянные неплотные инфильтративные тени без четких границ, чаще односторонние. Фебрильный период держится 2—3 нед, после него сохраняются кре-питирующие хрипы над зоной поражения и часто — признаки обструкции. Уже через 6—8 нед рентгенологически выявляют развитие повышенной прозрачности легочных полей.

Лечение. Обычно включает антибиотики и большие дозы стероидов, часто требуется ИВЛ. В подостром периоде вводят бронхоспазмолитики.

Бронхит рецидивирующий. Болеют дети дошкольного возраста. Заболевание характеризуется повторными бронхитами (3 и более в год), возникающими обычно на фоне ОРВИ; однообразие клинической картины при этом позволяет говорить о наличии определенной предрасположенности к заболеванию. Часто очевидна роль аллергии (у 10—15 % больных отмечена трансформация в бронхиальную астму) и бронхиальной гиперреактивности (выявляется у половины больных). В отличие от хронического бронхита взрослых в периоде ремиссии слизистая оболочка бронхов Остается видимо нормальной. В периоде обострения развивается катаральный или слизисто-гнойный эндобронхит.

Клиническая картина. Обострение протекает с характерными для ОРВИ симптомами, к которым через 1—3 дня присоединяется обычно сухой кашель, более частый ночью. Как кашель, так и хрипы (сухие или крупно- и среднепузырчатые) сохраняются дольше, чем при остром бронхите, иногда до 3—4 нед. Симптомы, порядок их появления и длительность имеют тенденцию повторяться при разных по этиологии ОРВИ. Выраженная обструкция не развивается, но часто выявляется скрытый бронхоспазм.

Прогноз. В большинстве случаев заболевание прекращается к школьному возрасту, но сохраняется бронхиальная гиперреактивность. Мнение о связи заболевания с хроническим бронхитом взрослых не доказано.

Диагноз. Необходимо исключить хроническую пневмонию и сходную патологию. Бронхография требуется в редких случаях.

Лечение. В остром периоде, как при остром бронхите, по показаниям используют противогиста-минные и спазмолитические средства. Антибиотики обычно не назначают. Адено- и тонзиллэктомия не снижает частоты рецидивов. ЛФК показана в периоде ремиссии. Посещение детского учреждения возможно по исчезновении острых явлений, при наличии остаточного кашля. С диспансерного учета снимают после 2 лет ремиссии.

Бронхит аспирационный рецидивирующий. Развивается у грудных детей вследствие привычной аспирации пищи, нередко протекает с признаками обструкции. См. также Пневмония аспирационная.

Бронхит пластический. Заболевание характеризуется образованием в бронхе плотного слепка, закупоривающего просвет, что клинически проявляется кашлем, болями в боку, развитием ателекгаза, часто на фоне нормальной температуры тела. Наблюдение пластического бронхита у детей с хилоперикардом и излечение после перевязки грудного лимфатического протока позволяют связать его с аномалией лимфатических сосудов. Больным с отхождением подобных слепков показаны эхография перикарда и лимфография. В период обострения назначают антибиотики, муколитики, вибромассаж, бронхоскопическое удаление слепка.

Бронхит хронический. Наличие первичного хронического бронхита, аналогичного таковому у взрослых, большинство авторов отрицают. Вторичный хронических бронхит сопровождает многие легочные заболевания (см. Хроническая пневмония, Муковисцидоз и др.)

Где находится яремная впадина у человека

Часть шеи, расположенная между ключицами, называется яремной впадиной. Имеет V-образную форму, ограничена по бокам грудино-ключично-сосцевидными мускулами. Чтобы обнаружить ямку, нужно наклонить голову вперед и прижать подбородок к груди. К этому углублению он и прикоснется.

Анатомия впадины

Размер и форма яремной выемки зависит от параметров внутренней вены, расположенной в этой области. Она часто оказывается под пристальным вниманием нейрохирургов и отоларингологов, борющихся с патологиями шейно-воротниковой зоны. Также на форму ложбинки влияет строение черепа, но на частоту патологий и другие важные факторы оно не воздействует.

Особенности сосудов:

  • Внутренняя парная яремная вена. Берет начало в яремном отверстии черепного основания. Проходит под боковыми мышцами, которые ограничивают ямку и входит в общее соединительнотканное влагалище. После него впадает в подключичный сосуд. Отличается наибольшими размерами среди трех сосудистых образований.
  • Наружная пара яремных вен. Идет сбоку по передней части шеи, отчетливо заметна, если человек напрягается при пении или кашле. У нее меньший размер, зато сосуд служит приемным каналом для других вен, включая затылочную, надлопаточную и ушную. Внизу ограничена собственной фасцией.
  • Передняя. Берет начало у подбородка и проходит по соединительному отростку шеи. Внизу парные сосуды сплетаются, образуя яремную дугу. Обладают наименьшими размерами.

При терапии некоторых заболеваний в наружную вену вводятся лекарства. В остальные ввиду их глубокого расположения укол поставить нельзя.

Нетрадиционные характеристики

В истории существовало немало информации, которую использовали в качестве важных данных при постановке разных диагнозов и изучении человеческого тела. В древней Греции и Риме считалось, что в V-образном сочленении скапливается важная жизненная энергия. Если ничто не препятствует ее сбору, человек принимает верные решения.

Прикасаться к этой зоне руками было нельзя, только маги могли трогать яремную впадину с помощью зачарованных предметов. К таким вещам относили ритуальные палочки из костей и дерева. Нередко жрецы проводили ритуалы, нацеленные на сбор и концентрацию энергии. Нужны они были для укрепления выемки и устранения нерешительности или сомнений.

Причины болей в яремной впадине

Заболевания, затрагивающие выемку, могут обладать воспалительной и компрессионной природой. К первой категории относят преимущественно ЛОР-нарушения:

  • Ларингит. Острые и хронические формы вызваны инфекционным или вирусным процессом. Иногда встречается аллергическая разновидность. В этом случае у пациента может развиться асфиксия, ведущая к проблемам с дыханием. Спровоцировать хронический ларингит могут такие факторы, как сильный крик, стресс, переохлаждение.
  • Фарингит и тонзиллит. Чаще встречаются в хроническом течении, но развиваются и в острой форме. Вызваны бактериями и вирусами, поражают слизистую оболочку глотки. Хронический тонзиллит может развиваться на фоне долгого раздражения пылью, химией и алкоголем.
  • Лимфаденит. Заболевание лимфоузлов, вызванное вялотекущим воспалительным процессом неподалеку. При пальпации возникает болезненность. Большие и чувствительные узлы могут указывать на развитие опухоли.
  • Лимфангит. Патология, вызванная лимфаденитом при генерализации и вовлечения в процесс сосуда.

Воспаления часто связаны и с другими заболеваниями:

  • Миозит. Воспаление мышечных волокон спереди шеи из-за травм, вирусов, чрезмерной нагрузки.
  • Раздражение подкожно-жировой клетчатки. Провоцируется инфекциями.
  • Тиреоидит. Патология, развивающаяся в разных очагах организма, но ведущая к заражению гноеродной микрофлорой. Спровоцировать может абсцесс в органах. При гепатите В нередко встречается аутоиммунная форма болезни.
  • Неврит. Заболевание нейральных стволов шейной зоны. Вызвано травмами, инфекциями, воспалением в других тканях и опухолями, давящими на чувствительные окончания.

Спровоцировать неприятные ощущения могут фурункулы и дивертикулит. Первые развиваются на фоне изменения и заражения волосяного фолликула, заблокировавшего сальную железу. Вторая патология возникает в области пищевода. В этой зоне расположены клетки, которые под действием нарушения выпячиваются.

Компрессионный синдром как причина

Боль в яремной ямке возникает в результате сдавливания нервных окончаний. Спровоцировать этот патологический процесс могут следующие нарушения:

  • Опухоль в средостении. Когда поражаются лимфоузлы, они изменяются в размерах, что ведет к сдавливанию верхней полой вены. Вышестоящие сосуды увеличиваются. Из-за этого шея и лицо могут отекать.
  • Сдавливание в структурах шеи. Поражение первого ребра, позвонков и некоторых других элементов ведет к трофическим расстройствам и интоксикации организма.
  • Киста. Если новообразование расположено в шее, по мере развития оно может провоцировать боль ноющего характера и сдавливание окружающих тканей.

Встречаются и более редкие нарушения, способные спровоцировать дискомфорт в яремной впадине: перфорация язвы, абсцесс Бецольда, новообразование Панкоста, печеночные гнойные образования и диафрагмальное воспаление.

Все заболевания, указанные в качестве причин дискомфорта, сопровождаются дополнительными симптомами: возникновение боли при кашле, глотании, поворотах головы.

Кто занимается диагностикой

Для выявления причин неприятных симптомов нужно посетить специалистов, которые назначат дальнейшее обследование:

  • ЛОР. Проверит трахею и дыхательные пути, предотвратит развитие запущенной простуды, которая может стать хронической болезнью.
  • Гематолог. Эксперт, занимающийся изучением состояния крови. Может назначить анализы плазмы, УЗИ и МРТ сосудов яремной выемки.
  • Эндокринолог. Изучит состояние щитовидной железы, анализы крови и гормонов. Также врач исследует результаты УЗИ.
  • Невропатолог. Посетить этого эксперта нужно, если человек постоянно чувствует усталость, перенапряжение или подвергается стрессам. Пациенту назначат УЗИ, ЭКГ и некоторые другие методы неинвазивной диагностики.

Если болезненность сопровождается сильной усталостью и резкими перепадами настроения, возникают расстройства памяти или снижаются когнитивные способности, нужно обратиться к доктору. Поводом для беспокойства может быть быстрый набор лишнего веса.

Яремная ямка на шее – это маленький элемент организма, в котором собрано несколько важных крупных вен. Их изучение поможет выявить причину боли в указанной области, слабости или других неприятных ощущений.

Типы патологической пульсации

  • •Приложение №1
  • •Введение
  • •Методическая разработка учебного занятия №1 (для студентов)
  • •4. Исходный уровень
  • •5. Краткое изложение теоретического материала занятий.
  • •Оценка состояния тяжести больного
  • •6.4. Схема педиатрического анамнеза
  • •6. Вопросы, данные студентам для самоподготовки.
  • •7. Методика проведения занятия.
  • •8. Список рекомендуемой литературы
  • •Методическая разработка учебного занятия №2 (для студентов)
  • •4. Исходный уровень:
  • •6. Вопросы, данные студентам для самоподготовки:
  • •7. Методика проведения занятия:
  • •8. Список рекомендуемой литературы:
  • •Методическая разработка учебного занятия №3 (для студентов)
  • •4. Исходный уровень:
  • •6. Вопросы, данные студентам для самоподготовки:
  • •7. Методика проведения занятия:
  • •8. Список рекомендуемой литературы:
  • •Методическая разработка учебного занятия №4 (для студентов)
  • •Семиотика поражения мышечной системы
  • •6. Вопросы, данные студентам для самоподготовки:
  • •7. Методика проведения занятия:
  • •8. Список рекомендуемой литературы:
  • •9. Эталоны ответов на тестовые задания.
  • •Методическая разработка учебного занятия №5 (для студентов)
  • •4. Исходный уровень:
  • •5. Краткое изложение теоретического материала занятия.
  • •Средние размеры большого родничка (косые диагонали или стороны в мм. У здоровых детей)
  • •Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов
  • •Появление точек окостенения
  • •6. Вопросы, данные студентам для самоподготовки:
  • •7. Методика проведения занятия:
  • •8. Список рекомендуемой литературы:
  • •Методическая разработка учебного занятия №6 (для студентов)
  • •4. Исходный уровень:
  • •5. Краткое изложение теоретического материала занятия.
  • •6. Вопросы, данные студентам для самоподготовки:
  • •7. Методика проведения занятия:
  • •8. Список рекомендуемой литературы:
  • •Методическая разработка учебного занятия №7 (для студентов)
  • •4. Исходный уровень
  • •5. Краткое изложение теоретического материала занятий.
  • •Частота дыхательных движений (чдд)
  • •6. Вопросы для самоподготовки.
  • •7. Методика проведения занятия.
  • •8. Список рекомендуемой литературы
  • •Методическая разработка учебного занятия №8 (для студентов)
  • •1. Тема: Особенности внешнего дыхания у детей разного возраста, методы оценки. Методика исследования органов дыхания с учетом анатомо-физиологических особенностей детского возраста.
  • •4. Исходный уровень
  • •5. Краткое изложение теоретического материала.
  • •Должные величины показателей при исследовании функции внешнего дыхания кривой «поток-объем» (по б.П. Савельеву, 2001)
  • •6. Вопросы для самоподготовки.
  • •7. Методика проведения занятия.
  • •8. Список рекомендуемой литературы
  • •Методическая разработка учебного занятия №9 (для студентов)
  • •3. Значение темы:
  • •4. Исходный уровень:
  • •5. Краткое изложение материала:
  • •6. Вопросы для самоподготовки:
  • •Методическая разработка учебного занятия №10 (для студентов)
  • •3. Значение темы:
  • •4. Исходный уровень:
  • •5. Краткое изложение материала:
  • •Причины обструкции дыхательных путей
  • •Клиническая диагностика синдрома крупа
  • •Классификация дн по степени тяжести
  • •6. Вопросы для самоподготовки:
  • •Методическая разработка учебного занятия №11 (для студентов)
  • •4. Исходный уровень:
  • •5. Краткое изложение материала:
  • •Диагностические критерии острого простого бронхита, острого обструктивного бронхита
  • •Диагностические критерии острой пневмонии, острого бронхиолита
  • •Диагностические критерии плевритов
  • •Диагностические критерии хронических бронхолегочных заболеваний: бронхиальной астмы, муковисцидоза
  • •Методы инструментального и лабораторного обследования детей с заболеваниями органов дыхания
  • •6. Вопросы для самоподготовки:
  • •Методическая разработка учебного занятия №12 (для студентов)
  • •6. Конспект теоретического материала занятия.
  • •Пальпация сердца (определение верхушечного и сердечного толчка)
  • •Границы сердца у детей (в.И. Молчанов)
  • •Частота сердечных сокращений (чсс) у детей
  • •Основные показатели кровообращения в зависимости от возраста и поверхности тела ребёнка
  • •Ориентировочные формулы оценки показателей артериального давления (ад)
  • •Частота пульса
  • •7. Вопросы для самоподготовки.
  • •8. Методика проведения занятия:
  • •9. Список рекомендуемой литературы:
  • •Методическая разработка учебного занятия №13 (для студентов)
  • •5. Конспект теоретического материала занятия.
  • •Границы сердца у детей (в.И. Молчанов)
  • •Основные точки выслушивания сердца
  • •6. Вопросы для самоподготовки.
  • •7. Методика проведения занятия:
  • •8. Список рекомендуемой литературы:
  • •Методическая разработка учебного занятия №14 (для студентов)
  • •5. Конспект теоретического материала занятия.
  • •Виды обмороков у детей
  • •Изменения верхушечного толчка
  • •Типы патологической пульсации
  • •Варианты изменения пульса и их причины у детей
  • •Изменение тонов сердца
  • •Органические шумы и их значение
  • •Функциональные шумы
  • •6. Вопросы для самоподготовки.
  • •7. Методика проведения занятия:
  • •8. Список рекомендуемой литературы:
  • •Методическая разработка учебного занятия №15 (для студентов)
  • •5. Конспект теоретического материала занятия.
  • •Аритмии
  • •6. Вопросы для самоподготовки.
  • •7. Методика проведения занятия:
  • •8. Список рекомендуемой литературы:
  • •Методическая разработка учебного занятия №16 (для студентов)
  • •5. Конспект теоретического материала занятия.
  • •Диагностические критерии кардита, дилатационнойкардиомиопатии
  • •Диагностические критерии эндокардита
  • •Диагностические критерии перикардитов
  • •6. Вопросы для самоподготовки.
  • •7. Методика проведения занятия:
  • •8. Список рекомендуемой литературы:
  • •Методическая разработка учебного занятия №17 (для студентов)
  • •5. Конспект теоретического материала занятия.
  • •Классификация впс
  • •Кардиальные симптомы впс с артерио-венозным шунтом
  • •Симптомы впс — тетрадыФалло
  • •Пороки аорты: стеноз устья аорты, коарктация аорты.
  • •Впс с нормальным легочным кровотоком
  • •6. Вопросы для самоподготовки.
  • •7. Методика проведения занятия:
  • •8. Список рекомендуемой литературы:
  • •Методическая разработка учебного занятия №18 (для студентов)
  • •5. Конспект теоретического материала занятия.
  • •Причины сердечной недостаточности
  • •Клинические варианты
  • •Признаки и стадии недостаточности кровообращения у детей (н.А. Белоконь, 1987)
  • •6. Вопросы для самоподготовки.
  • •7. Методика проведения занятия:
  • •8. Список рекомендуемой литературы:
  • •Методическая разработка учебного занятия №19 (для студентов)
  • •1. Тема: Анатомические особенности органов пищеварения у детей
  • •3. Значение темы
  • •4. Исходный уровень
  • •5. Конспект теоретического материала занятий
  • •6. Вопросы, данные студентам для самоподготовки.
  • •7. Список рекомендуемой литературы
  • •4. Исходный уровень
  • •5. Конспект теоретического материала занятий
  • •6. Вопросы, данные студентам для самоподготовки.
  • •7. Список рекомендуемой литературы
  • •Методическая разработка учебного занятия №21 (для студентов)
  • •3. Значение темы
  • •4. Исходный уровень
  • •5. Конспект теоретического материала занятий
  • •Причины срыгиваний и рвот у детей:
  • •Синдром абдоминальных болей
  • •Дифференциальная диагностика синдрома рецидивирующих абдоминальных болей у детей
  • •6. Вопросы, данные студентам для самоподготовки.
  • •7. Список рекомендуемой литературы
  • •Методическая разработка учебного занятия №22 (для студентов)
  • •3. Значение темы
  • •4. Исходный уровень
  • •5. Конспект теоретического материала занятий
  • •Дифференциально-диагностические критерии синдрома диареи у детей
  • •Состав микрофлоры кишечника в норме
  • •Степени тяжести кишечного дисбиоза
  • •6. Вопросы, данные студентам для самоподготовки.
  • •7. Список рекомендуемой литературы
  • •Методическая разработка учебного занятия №23 (для студентов)
  • •4. Значение темы
  • •4. Исходный уровень
  • •5.Конспект теоретического материала занятий
  • •7.Методика проведения занятия.
  • •8. Список рекомендуемой литературы
  • •Методическая разработка учебного занятия №24 (для студентов)
  • •4. Исходный уровень:
  • •5. Краткое изложение теоретического материала занятия.
  • •6. Вопросы, данные студентам для самоподготовки:
  • •7. Методика проведения занятия:
  • •8. Список рекомендуемой литературы:
  • •Методическая разработка учебного занятия №25 (для студентов)
  • •4. Исходный уровень:
  • •5. Краткое изложение теоретического материала занятия.
  • •6. Вопросы, данные студентам для самоподготовки:
  • •8. Список рекомендуемой литературы:
  • •Методическая разработка учебного занятия №26 (для студентов)
  • •4. Исходный уровень:
  • •5. Конспект теоретического материала занятия.
  • •6. Вопросы для самоподготовки.
  • •7. Методика проведения занятия:
  • •8. Список рекомендуемой литературы:
  • •Методическая разработка учебного занятия №27 (для студентов)
  • •5. Конспект теоретического материала занятия.
  • •6. Вопросы для самоподготовки.
  • •7. Методика проведения занятия:
  • •8. Список рекомендуемой литературы:
  • •Методическая разработка учебного занятия №28 (для студентов)
  • •5. Краткое изложение теоретического материала занятия.
  • •6. Вопросы для самоподготовки.
  • •7. Практические навыки:
  • •8. Список рекомендуемой литературы:
  • •Методическая разработка учебного занятия №29 (для студентов)
  • •5. Краткое изложение теоретического материала.
  • •Показатели гемокоагуляции у здоровых людей (скрининговый этап диагностики)
  • •Особенности системы гемостаза у детей
  • •Некоторые показатели системы гемостаза (m±m) у здоровых доношенных детей первого месяца жизни (по а.В. Чупровой и др.)
  • •7. Вопросы для самоподготовки.
  • •8. Методика проведения занятия:
  • •9. Список рекомендуемой литературы:
  • •10. Эталоны ответов на тесты, задачи.
  • •Методическая разработка учебного занятия (для студентов) №30
  • •5. Краткое изложение теоретического материала занятия.
  • •II. После кровопотери
  • •III. Гемолитические
  • •Дифференциальная диагностика анемий по размеру.
  • •Дифференциальная диагностика анемий по количеству ретикулоцитов
  • •Формы эритроцитов при различных анемиях
  • •Диагностические критерии некоторых анемий у детей.
  • •Типы кровоточивости
  • •Показатели гемокоагуляции у здоровых людей (скрининговый этап диагностики)
  • •Показатели лейкограммы при некоторых заболеваниях у детей
  • •7. Вопросы для самоподготовки.
  • •8. Практические навыки:
  • •9. Список рекомендуемой литературы:
  • •Методическая разработка учебного занятия №31 (для студентов)
  • •4. Исходный уровень:
  • •5. Конспект теоретического материала занятия.
  • •6. Вопросы для самоподготовки.
  • •7. Методика проведения занятия:
  • •8. Список рекомендуемой литературы:
  • •Методическая разработка учебных занятий № 32 (для студентов)
  • •1. Тема: Зачетное занятие по практическим навыкам.
  • •3. Значение темы:
  • •5. Краткое изложение теоретического материала: Примерная схема самостоятельной курации и ответа на зачете
  • •6. Вопросы, данные студентам для самоподготовки:
  • •7. Методика проведения занятия:
  • •8. Список рекомендуемой литературы:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *